Тарифы грузоперевозок по городам России

Калькулятор
Москва
Санкт-Петербург
Москва
Санкт-Петербург
Вес
РЕЗУЛЬТАТ РАСЧЁТА – 9128 км
Сборный груз
  • Гарантия лучшей цены
  • Личный логист
  • Надежный транспорт
5 свободных машины
от 437 000 Р
ОТДЕЛЬНЫЙ 20-ТОННИК
  • Подача машины в день заказа
  • Личный логист
  • Надежный транспорт
3 свободных машины
от 437 000 Р
Заказать обратный звонок

Ледостав на Лене оставил сотни машин на берегах: как Якутия переживает критический период между водой и льдом

Переправа замерла в ожидании льда

 

 

На якутской переправе Жатай — Техтюр разворачивается знакомая многим дальневосточным перевозчикам картина: сотни единиц техники выстроились на обоих берегах Лены, ожидая возобновления движения. Около 150 машин скопилось со стороны Жатая, еще 100 — со стороны Техтюра. Дежурят экипажи транспортной полиции и ГИБДД. Регион вошел в критический период, когда река уже не судоходна, но еще не готова принять автомобили на ледовую переправу.

Ситуация развивается по нарастающей с конца октября. 29-30 октября баржевые рейсы были приостановлены из-за интенсивного ледообразования — лед начал создавать реальную опасность судам. Это произошло раньше ожидаемых сроков, застав врасплох часть перевозчиков. После этого переправа работала с перерывами, когда позволяла гидрологическая обстановка, с применением ледокола для пробивки канала. Последние рейсы прошли 19, 21 и 23 ноября, после чего движение с использованием ледокола было окончательно прекращено.

Это ежегодная история для Якутии, но каждый раз сроки немного варьируются. В 2023 году ледостав установился 10 ноября, в 2022-м8-9 ноября, в 2021-м12 ноября. Нынешний сезон вписывается в стандартные рамки, однако для логистических компаний и водителей каждый день простоя оборачивается реальными потерями.

Как работала последняя водная нитка

До полной остановки маршрут Жатай — Техтюр оставался единственной действующей водной артерией для грузового транспорта. Паромное сообщение по основному направлению Якутск — Нижний Бестях прекратилось еще 1 ноября, и вся нагрузка легла на баржевую переправу. В работе использовалась баржа грузоподъемностью до 95-100 легковых автомобилей или 25 единиц грузового транспорта за один рейс. Суда выполняли по два круговых рейса в течение дня по мере наполнения.

Для обеспечения безопасности в самых сложных условиях к барже были приставлены два буксира с опытными капитанами, а также ледокол для пробивки канала во льду. По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семена Коркина, именно такая схема позволяла максимально продлить период судоходства и переправить как можно больше техники до окончательного закрытия маршрута.

Однако возможности техники не безграничны. Когда толщина и плотность льда достигают критических значений, продолжать движение становится опасно даже с ледокольным сопровождением. Именно этот момент наступил в последних числах ноября.

Логистический разрыв и его последствия

Для транспортной отрасли Якутии сейчас наступает самый сложный период года. Река уже не проходима для судов, но лед еще недостаточно крепок для автомобильного движения. Этот разрыв в логистической цепочке создает серьезные вызовы для всех участников рынка грузоперевозок.

Перевозчики вынуждены либо ждать на берегу, неся убытки от простоя техники и задержки грузов, либо искать альтернативные, значительно более длинные маршруты. Грузоотправители пересматривают графики поставок, закладывая дополнительное время на форс-мажорные обстоятельства. Водители-дальнобойщики оказываются в подвешенном состоянии — в буквальном смысле застряв между двух берегов.

Впрочем, власти республики уже работают над подготовкой альтернативных путей сообщения. Активно ведется обустройство ледовых переправ, которые должны заменить водный транспорт на зимний период.

Когда откроются зимние маршруты

Региональное министерство транспорта анонсировало график запуска ледовых переправ и автозимников. Первой планируется открыть ледовую переправу Хатассы — Павловск — это должно произойти к концу ноября. В третьей декаде ноября также планируют разрешить проезд по автозимнику Кангалассы — Соттинцы.

Однако главный маршрут — автозимник Якутск — Нижний Бестях, который станет полноценной заменой паромной переправе, откроется значительно позже. Его запуск запланирован на 5 января 2025 года. Это означает, что перевозчикам предстоит более месяца работать в условиях ограниченной транспортной доступности.

Такой длительный период объясняется требованиями безопасности. Ледовый покров должен достичь достаточной толщины и прочности, чтобы выдерживать интенсивное движение тяжелого грузового транспорта. Спешка здесь недопустима — провал техники под лед чреват не только материальными потерями, но и человеческими жертвами.

Адаптация отрасли к природным циклам

Для якутских перевозчиков и логистов ежегодный ледостав — не форс-мажор, а предсказуемая часть операционного цикла. Опытные участники рынка заранее планируют перевозки с учетом этого периода, создают запасы критически важных грузов, заранее перебрасывают технику на нужную сторону реки.

Тем не менее, каждый год природа вносит свои коррективы. Ледостав может наступить раньше или позже прогнозируемых сроков на несколько дней, а иногда и на неделю. Для крупных логистических операций такая неопределенность означает необходимость держать резервы и быть готовыми к оперативной корректировке планов.

В этом году интенсивное ледообразование началось чуть раньше, чем ожидалось, что и привело к приостановке движения в конце октября. Попытки продлить работу переправы с помощью ледокольного сопровождения дали дополнительные три недели, но к концу ноября даже эта возможность исчерпалась.

Теперь вся надежда на своевременный запуск ледовых переправ. От того, насколько быстро установится достаточно прочный лед и как оперативно будут подготовлены зимние маршруты, зависит, сколько продлится текущий логистический разрыв и какими будут его последствия для экономики региона.